1 СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка Нормативные документы I. Целевой раздел. 1.1. Цели и задачи рабочей образовательной программы Основные принципы и положения, реализованные в программе 1.2. Планируемые результаты реализации Федеральной программы 1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. II. Содержательный раздел. 2.1. Задачи и содержание образования, обучения и воспитания по образовательным областяи. 2.1.1. Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями РСО-Алании 2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 2.3. Способы и направления детской инициативы. 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. III. Организационный раздел. 3.1. Психолого – педагогические условия реализации Федеральной программы. 3.2. Особенности организации предметно пространственной – развивающей среды. 3.3. Режим дня, расписание непосредственно образовательной деятельности. 3.4. Материально – техническое обеспечение Федеральной программы. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных и анимационных произведений для реализации Федеральной программы. 2 3.6. Федеральный календарный план воспитательной работы. 3.7. Перечень методической литературы. Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3 Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования» (ФГОС ДО). Закон об образовании по РСО – Алании от 14.07.2011 № 22-РЗ СанПин 2.4.3648 -20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организаций» Федеральной образовательной программы Устав ДОУ. Образовательная программа МБДОУ№13 Рабочая программа МБДОУ № 13 Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы МБДОУ №13 и направлена на создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различный жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. 3 Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-поисковой, продуктивной (изо, конструирование и др.) музыкальный чтение художественной литературы. Для достижения целей Программы значение имеют: Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребёнка. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящихся к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательнообразовательного процесса. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка. Уважительное отношение к результатам детского творчества. Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Педагоги ДОУ совместно с семьями воспитанников должны стремиться к необходимости сделать счастливым детство каждого ребенка. Организационно – педагогические условия образовательного процесса, созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме групповая, подгрупповая, индивидуальная) Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от сезона. 4 Цикличность процессов жизнедеятельности требует необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема, и снижение активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной активности в первой и во второй половине дня. Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями РСО-Алания. Срок реализации программы – 1 год. I Целевой раздел 1.1. Цели и задачи рабочей программы. Главная цель : разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных особенностей на основе духовно - нравственных ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традициях . 1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения художественной литературы) 2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи: 1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемые результатов освоения программы ДО 2. Приобщение детей (в соответствие с возрастными особенностями ) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и 5 3. свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становление опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. 4. Построение структурирования содержания образовательной деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей развития. 5. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 6. Охрана и укрепление физического здоровья и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 7. Обеспечение развития физических , личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интелектуальных и художественно – творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности. 8. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компентентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности. 9. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального освоениями ими. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не 6 только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Основной целью работы является формирование наличных представлений о родном крае через решение следующих задач: формирование представлений о достопримечательностях родного города Владикавказа. воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду. формирование начальных представлений о животном и растительном мире родного края, познакомить с понятием «Красная книга» формирование начальных понятий и карте республики. Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе бесед, праздников. При проведении работы используется комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка. Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является: - проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни - желание слушать книги, уметь отвечать на вопросы о прочитанном. - наблюдение за детьми (как помогают друг другу, как относятся к книгам при создании определенных ситуаций) Рабочая программа средней группы представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности и учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное 7 развитие с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: Физическому развитию, социально-коммуникативному, познавательно - речевому, художественно - эстетическому. Основные принципы и положения, реализованные в программе. Федеральная Образовательная Программа основные принципы и положения реализует следующие: См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028срт.4 п.1 1.2. Планируемые результаты реализации Федеральной программы. Планируемые результаты в дошкольном возрасте к пяти годам. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка д.в. конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения ФОП представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к завершению ДО. Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.13 ст. 10. П. № 15.2 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. Цели педагогической диагностики, а так же особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.21 ст.21.п.16 8 II Содержательный раздел Федеральной программы: Задачи и содержание образования (обучения и воспитания по образовательным областям) 2.1. ФОП определяет содержательные линии образовательной деятельности , реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста. Организация и проведения воспитательно – образовательного процесса с детьми 4-5 лет (средняя группа). Осуществляется по образовательным областям. - Социально – коммуникативное развитие (сфера социальных отношений, область формирования основ гражданственности и патриотизма, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения.) См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.31 - Познавательное развитие (сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа) СМ.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.53 - Речевое развитие (развитие словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка детей к обучению грамоте, интерес к художественной литературе.) См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.71 9 - Художественно – эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, культурно – досуговая деятельность) См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.97 - Физическое развитие (основные движения, общеразвивающие движения, ритмическая гимнастика, строевые упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, активный отдых). См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.138 2.1.1. Региональный компонент способствует включению воспитанников в процессе ознакомления с региональными особенностями РСО-Алании. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: - элементарное представление о родном городе (название) - воспитание любви к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду. - формирование и развитие познавательного интереса к творчеству и ремеслам в родном крае. - формирование начальных представлений о животном и растительном мире родного края. Принципы работы: - принцип регионализации (учет специфики региона) - личностно – ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых. - свобода индивидуального личностного развития. 10 - признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития. - системность и непрерывность Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народным прикладным искусством Смотри приложение№6. Образовательная область Задачи: Социально-коммуникативное развитие См. № 1028 стр. 31.п. 18.5 - использовать знания о родном крае в игровой деятельности. - вызвать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Осетии. - формировать начальные представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой. - развивать речь, мышление через знакомство с культурой Осетии. - ознакомление с художественной литературой - приобщать детей среднего возраста к музыкальному творчеству родного края. - воспитывать любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводных игр, традиций осетин. - развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных игр. - совершенствование физического Познавательное развитие Ст.53.п.19.5 Речевое развитие Стр.71.п.20.5 Художественно-эстетическое развитие Стр.97 п.21.5 Физическое развитие Стр.138.п.22.5. 11 развития детей через национальные праздники, народные игры. 2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Образовательную деятельность осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов Самостоятельную деятельность детей См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.161 П.24.1 -24.22 2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы. Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование Свободные сюжетно – ролевые игры Игры – импровизации, музыкальные игры Речевые и словесные игры Логические игры, развивающие игры математического содержания Самостоятельная деятельность в книжном уголке Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование Самостоятельная двигательная деятельность. См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.166 п.25.6 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Главными целями являются обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных 12 представителей) (информирование родителей, просвещение родителей, способствованию развитию ответственного и осознанного родительства, построение партнерских отношений, вовлечение родителей в образовательный процесс ) См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.170 П.26.1 – 26.11 См. приложение №1 III. Организационный раздел. 3.1 Психолого – педагогические условия реализации Федеральной программы. См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.197 См. (приложение 2) 3.2 Особенности организации развивающей предметно – развивающей среды См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.199 3.3. Режим дня, расписание непосредственно образовательной деятельности. Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.3/2.4 3590-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013г. №26. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением периодов: 13 1. Холодный период: учебный год (сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание организованной образовательной деятельности ООД) См. (приложение 3) 2. Теплый период: (июнь – август, для которого составляется иной режим дня) См. (приложение 4) 3.4 Материально – техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.201 3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы. См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.206,216,221,223 3.6. Федеральный календарный план воспитательной работы: 1 План смотри 2 Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы См. (приложение 5) 3. Смотри перспективно - календарный план детей среднего дошкольного возраста . Перечень методической литературы. - Федеральная образовательная программа дошкольного образования 2023 - Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. (парциональная.) 14 1 Гербова В.В.развитие речи в детском саду:конспекты занятий с детьми 4-5 лет.-2-е изд.,испр.,и дополнено.-Мозайка-синтез,2021 Помораева И.А.,Позина В.А.Формирование элементарных математических Представлений:Конспекты занятий от 4-5 лет 2-е изд.,испр.,и дополнено.Мозайка-синтез,2021 КомороваТ.С. Изобразительное деятельность в детском саду.Конспекты занятий с детьми 4-5 лет 2-е изд.,испр.,и дополнено.-Мозайка-синтез,2021 Дыбина О.В.Ознакомление с придметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми от 4-5 лет. 2-е изд.,испр.,и дополнено.-Мозайкасинтез,2021 Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в дет.саду:Средняя группа –М Мозайка –Синтез,2019 Куцакова Л.В.Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе дет.сада.Конспекты занятий М.:Мозайка-Синтез,2014. Пензулаева Л.И.Физическая культура в дет.саду:Конспекты занятий для работы с детьми 4-4 лет.М.:Мозайка –Синтез 2021. 15