рабочая программа средней группы

1

СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Нормативные документы

I. Целевой раздел.
1.1. Цели и задачи рабочей образовательной программы
Основные принципы и положения, реализованные в программе
1.2. Планируемые результаты реализации Федеральной программы
1.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.

II. Содержательный раздел.
2.1. Задачи и содержание образования, обучения и воспитания по
образовательным областяи.
2.1.1. Региональный компонент способствует включению воспитанников в
процесс ознакомления с региональными особенностями РСО-Алании
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
2.3. Способы и направления детской инициативы.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся.

III. Организационный раздел.
3.1. Психолого – педагогические условия реализации Федеральной программы.
3.2. Особенности организации предметно пространственной – развивающей
среды.
3.3. Режим дня, расписание непосредственно образовательной деятельности.
3.4. Материально – техническое обеспечение Федеральной программы.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных и
анимационных произведений для реализации Федеральной программы.
2

3.6. Федеральный календарный план воспитательной работы.
3.7. Перечень методической литературы.

Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от
29.12.2012 года № 273-Ф3
 Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об
утверждении Федерального Государственного Образовательного
Стандарта Дошкольного образования» (ФГОС ДО).
 Закон об образовании по РСО – Алании от
14.07.2011 № 22-РЗ
 СанПин 2.4.3648 -20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организаций»
 Федеральной образовательной программы
 Устав ДОУ.
 Образовательная программа МБДОУ№13
 Рабочая программа МБДОУ № 13

Программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности детей средней группы МБДОУ №13 и направлена на создание
благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребёнка,
сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у
дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция,
творческий подход в решении различный жизненных ситуаций, уважение к
традиционным ценностям.

3

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности:
игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-поисковой,
продуктивной (изо, конструирование и др.) музыкальный чтение
художественной литературы.
Для достижения целей Программы значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии ребёнка.
Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящихся к самостоятельности и
творчеству.
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,
их интеграция в целях повышения эффективности воспитательнообразовательного процесса.
Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребёнка.
Уважительное отношение к результатам детского творчества. Единство
подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Педагоги ДОУ
совместно с семьями воспитанников должны стремиться к необходимости
сделать счастливым детство каждого ребенка.
Организационно – педагогические условия образовательного процесса,
созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации
детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская,
трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме групповая,
подгрупповая, индивидуальная)
Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким
режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от
сезона.
4

Цикличность процессов жизнедеятельности требует необходимость
выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня,
оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов
подъема, и снижение активности, бодрствования и сна. Режим дня
организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также
эмоциональной активности в первой и во второй половине дня.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в
процесс ознакомления с региональными особенностями РСО-Алания.
Срок реализации программы – 1 год.

I Целевой раздел
1.1. Цели и задачи рабочей программы.
Главная цель : разностороннее развитие ребенка в период дошкольного
детства с учетом возрастных особенностей на основе духовно - нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально - культурных
традициях .
1.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации

различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения художественной литературы)
2.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных

моментов.
3.

Самостоятельная деятельность детей.

4.

Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1.

Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и
планируемые результатов освоения программы ДО

2.

Приобщение детей (в соответствие с возрастными особенностями ) к
базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и

5

3.

свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России, создание условий для формирования ценностного отношения
к окружающему миру, становление опыта действий и поступков на
основе осмысления ценностей.

4.

Построение структурирования содержания образовательной
деятельности на основе возрастных и индивидуальных особенностей
развития.

5.

Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.

6.

Охрана и укрепление физического здоровья и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия.

7.

Обеспечение развития физических , личностных, нравственных качеств
и основ патриотизма, интелектуальных и художественно – творческих
способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности.

8.

Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и
повышение компентентности родителей (законных представителей) в
вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья детей, обеспечения их безопасности.

9.

Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального освоениями ими.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной
деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не

6

только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основной целью работы является формирование наличных
представлений о родном крае через решение следующих задач:
формирование представлений о достопримечательностях родного города
Владикавказа.
воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
формирование начальных представлений о животном и растительном мире
родного края, познакомить с понятием «Красная книга»
формирование начальных понятий и карте республики.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной
деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской
деятельности, в процессе бесед, праздников. При проведении работы
используется комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное
взаимопроникновение материала разных тем.
Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей,
развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления
ребёнка.
Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на
детей, является:
- проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей
жизни
- желание слушать книги, уметь отвечать на вопросы о прочитанном.
- наблюдение за детьми (как помогают друг другу, как относятся к книгам при
создании определенных ситуаций)
Рабочая программа средней группы представляет собой модель
процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты
их жизнедеятельности и учётом приоритетности видов детской деятельности в
каждом возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное
7

развитие с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям: Физическому развитию, социально-коммуникативному,
познавательно - речевому, художественно - эстетическому.

Основные принципы и положения, реализованные в
программе.
Федеральная Образовательная Программа основные принципы и
положения реализует следующие:
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028срт.4 п.1

1.2. Планируемые результаты реализации Федеральной
программы.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте к пяти годам.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные
особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка д.в.
конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты
освоения ФОП представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.13 ст. 10.
П. № 15.2

Педагогическая диагностика достижения планируемых
результатов.
Цели педагогической диагностики, а так же особенности ее проведения
определяются требованиями ФГОС ДО.
Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.21
ст.21.п.16
8

II Содержательный раздел Федеральной программы:
Задачи и содержание образования (обучения и воспитания
по образовательным областям)

2.1. ФОП определяет содержательные линии
образовательной деятельности , реализуемые ДОО по
основным направлениям развития детей дошкольного
возраста.
Организация и проведения воспитательно – образовательного процесса с
детьми 4-5 лет (средняя группа). Осуществляется по образовательным
областям.
- Социально – коммуникативное развитие (сфера социальных
отношений, область формирования основ гражданственности и патриотизма,
трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения.)
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.31

- Познавательное развитие (сенсорные эталоны и познавательные
действия, математические представления, окружающий мир, природа)
СМ.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.53
- Речевое развитие (развитие словаря, звуковая культура речи,
грамматический строй речи, связная речь, подготовка детей к обучению
грамоте, интерес к художественной литературе.)
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.71

9

- Художественно – эстетическое развитие (приобщение к
искусству, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность,
музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, культурно –
досуговая деятельность)
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.97

- Физическое развитие (основные движения, общеразвивающие
движения, ритмическая гимнастика, строевые упражнения, подвижные игры,
спортивные упражнения, активный отдых).
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.138

2.1.1. Региональный компонент способствует включению
воспитанников в процессе ознакомления с региональными
особенностями РСО-Алании.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о
родном крае через решение следующих задач:
- элементарное представление о родном городе (название)
- воспитание любви к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду.
- формирование и развитие познавательного интереса к творчеству и ремеслам
в родном крае.
- формирование начальных представлений о животном и растительном мире
родного края.
Принципы работы:
- принцип регионализации (учет специфики региона)
- личностно – ориентированный гуманистический характер взаимодействия
детей и взрослых.
- свобода индивидуального личностного развития.
10

- признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на
позитивный внутренний потенциал развития.
- системность и непрерывность
Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к
природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой
основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном
процессе используются разнообразные методы и формы организации детской
деятельности: народные игры, слушание музыки, наблюдения в природе,
чтение детской литературы, знакомство с народным прикладным искусством
Смотри приложение№6.

Образовательная область

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие
См. № 1028 стр. 31.п. 18.5

- использовать знания о родном
крае в игровой деятельности.
- вызвать интерес и уважительное
отношение к культуре и традициям
Осетии.
- формировать начальные
представления о традиционной
культуре родного края через
ознакомление с природой.
- развивать речь, мышление через
знакомство с культурой Осетии.
- ознакомление с художественной
литературой
- приобщать детей среднего
возраста к музыкальному творчеству
родного края.
- воспитывать любовь к родной
земле через слушание музыки,
разучивание песен, хороводных игр,
традиций осетин.
- развитие потребности в
двигательной активности детей при
помощи подвижных народных игр.
- совершенствование физического

Познавательное развитие
Ст.53.п.19.5

Речевое развитие
Стр.71.п.20.5

Художественно-эстетическое развитие
Стр.97 п.21.5

Физическое развитие
Стр.138.п.22.5.

11

развития детей через национальные
праздники, народные игры.

2.2 Особенности образовательной деятельности разных
видов и культурных практик. Образовательную деятельность
осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
Самостоятельную деятельность детей
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.161
П.24.1 -24.22

2.3 Способы и направления поддержки детской
инициативы.
Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование
Свободные сюжетно – ролевые игры
Игры – импровизации, музыкальные игры
Речевые и словесные игры
Логические игры, развивающие игры математического содержания
Самостоятельная деятельность в книжном уголке
Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование
Самостоятельная двигательная деятельность.
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.166
п.25.6

2.4. Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся.
Главными целями являются обеспечение психолого – педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
12

представителей) (информирование родителей, просвещение родителей,
способствованию развитию ответственного и осознанного родительства,
построение партнерских отношений, вовлечение родителей в
образовательный процесс )
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.170
П.26.1 – 26.11
См. приложение №1

III. Организационный раздел.
3.1 Психолого – педагогические условия реализации
Федеральной программы.
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.197
См. (приложение 2)

3.2 Особенности организации развивающей предметно –
развивающей среды
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.199

3.3. Режим дня, расписание непосредственно образовательной деятельности.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин
2.3/2.4 3590-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» от 15 мая 2013г. №26.
Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей
программы. Исходя из климатических особенностей региона, график
образовательного процесса составляется в соответствии с выделением
периодов:
13

1. Холодный период: учебный год (сентябрь- май, составляется определенный
режим дня и расписание организованной образовательной деятельности ООД)
См. (приложение 3)
2. Теплый период: (июнь – август, для которого составляется иной режим дня)
См. (приложение 4)

3.4 Материально – техническое обеспечение ФОП,
обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.201

3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных,
художественных, анимационных произведений для
реализации Федеральной программы.
См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования
Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028
стр.206,216,221,223

3.6. Федеральный календарный план воспитательной
работы:
1 План смотри
2 Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы См. (приложение 5)
3. Смотри перспективно - календарный план детей среднего дошкольного
возраста .

Перечень методической литературы.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования 2023
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
(парциональная.)
14

1 Гербова В.В.развитие речи в детском саду:конспекты занятий с детьми
4-5 лет.-2-е изд.,испр.,и дополнено.-Мозайка-синтез,2021
Помораева И.А.,Позина В.А.Формирование элементарных математических
Представлений:Конспекты занятий от 4-5 лет 2-е изд.,испр.,и дополнено.Мозайка-синтез,2021
КомороваТ.С. Изобразительное деятельность в детском саду.Конспекты
занятий с детьми 4-5 лет 2-е изд.,испр.,и дополнено.-Мозайка-синтез,2021
Дыбина О.В.Ознакомление с придметным и социальным окружением.
Конспекты занятий с детьми от 4-5 лет. 2-е изд.,испр.,и дополнено.-Мозайкасинтез,2021
Соломенникова О.А.Ознакомление с природой в дет.саду:Средняя группа –М
Мозайка –Синтез,2019
Куцакова Л.В.Занятия по конструированию из строительного материала в
средней группе дет.сада.Конспекты занятий М.:Мозайка-Синтез,2014.
Пензулаева Л.И.Физическая культура в дет.саду:Конспекты занятий для работы
с детьми 4-4 лет.М.:Мозайка –Синтез 2021.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».