1 СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………………………………2 Нормативные документы……………………………………………………………………………………………………………………2 I. Целевой раздел. ………………………………………………………………………………………………………………………………4 1.1. Цели и задачи рабочей образовательной программы………………………………………………………………4 1.2 Основные принципы и положения, реализованные в программе……………..…………..…………………4 1.3. Планируемые результаты реализации Федеральной программы…………………………….………………5 1.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. ……………………………….……5 II. Содержательный раздел Федеральной программы ……………….……………………………………………………6 2.1. Задачи и содержание образования, обучения и воспитания по образовательным областям..6 2.1.1. Региональный компонент способствует включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями РСО-Алании…………………………………………………………..6 2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………..8 2.3. Способы и направления детской инициативы. ……………………………………………………….…………………8 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся……………8 III. Организационный раздел. ……………………………………………………………………………………………………………9 3.1. Психолого – педагогические условия реализации Федеральной программы………………………….9 3.2. Особенности организации предметно пространственной – развивающей среды…………………..9 3.3. Режим дня, расписание непосредственно образовательной деятельности…………………………….9 3.4. Материально – техническое обеспечение Федеральной программы. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………………….……9 3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных и анимационных произведений для реализации Федеральной программы…………………………………………………………………9 3.6. Федеральный календарный план воспитательной работы. ……………………………………………………..9 3.7. Перечень методической литературы. ………………………………………………..…………………………………….10 Приложение 1……………………………………………………………………………………………………………………………………11 Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………………………………13 Приложение 3……………………………………………………………………………………………………………………………………15 Приложение 4……………………………………………………………………………………………………………………………………17 2 Пояснительная записка Нормативные документы Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3 Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования» (ФГОС ДО). Закон об образовании по РСО – Алании от 14.07.2011 № 22-РЗ СанПин 2.4.3648 -20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организаций» Федеральной образовательной программы Устав ДОУ. Образовательная программа МБДОУ№13 «Колобок» Рабочая программа МБДОУ № 13 «Колобок» Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшей группы МБДОУ №13 «Колобок» и направлена на создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различный жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-поисковой, продуктивной (изо, конструирование и др.) музыкальной, чтение художественной литературы. Для достижения целей Программы значение имеют: Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребёнка. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящихся к самостоятельности и творчеству. 3 Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка. Уважительное отношение к результатам детского творчества. Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Педагоги ДОУ совместно с семьями воспитанников должны стремиться к необходимости сделать счастливым детство каждого ребенка. Организационно – педагогические условия образовательного процесса, созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме групповая, подгрупповая, индивидуальная) Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от сезона. Цикличность процессов жизнедеятельности требует необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема, и снижение активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной активности в первой и во второй половине дня. Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями РСО-Алания. Срок реализации программы – 1 год. 4 I Целевой раздел 1.1. Цели и задачи рабочей программы. Целью Федеральной программы является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Цель Федеральной программы достигается через решение следующих задач: обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования; построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 1.2. Основные принципы и положения, реализованные в программе. Основной целью работы является формирование наличных представлений о родном крае через решение следующих задач: формирование представлений о достопримечательностях родного города Владикавказа. Воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду. формирование начальных представлений о животном и растительном мире родного края, познакомить с понятием «Красная книга» формирование начальных понятий и карте республики. Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе бесед, праздников. При проведении работы используется комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем. 5 Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка. Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является: проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни желание слушать книги, уметь отвечать на вопросы о прочитанном, наблюдение за детьми (как помогают друг другу, как относятся к книгам при создании определенных ситуаций) . Рабочая программа старшей группы представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности и учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому развитию, социально-коммуникативному, познавательно - речевому, художественно эстетическому. Основные принципы и положения, реализованные в программе. Федеральная Образовательная Программа реализует следующие основные принципы и положения: См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 срт.4 1.3. Планируемые результаты реализации Федеральной программы. Планируемые результаты в дошкольном возрасте к шести годам. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка д.в. конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения ФОП представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к завершению ДО. Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.16 пун. 15.3.3. 1.4.Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. Цели педагогической диагностики, а так же особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.21 пун. 16 6 II Содержательный раздел Федеральной программы 2.1.Задачи и содержание образования (обучения и воспитания по образовательным областям) ФОП определяет содержательные линии образовательной деятельности , реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста. Организация и проведения воспитательно – образовательного процесса с детьми 5-6 лет (старшая группа). Осуществляется по образовательным областям. - Социально – коммуникативное развитие (сфера социальных отношений, область формирования основ гражданственности и патриотизма, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения.) См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.35 пун. 18.6. - Познавательное развитие (сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа) СМ.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.56 пун. 19.6. - Речевое развитие (развитие словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка детей к обучению грамоте, интерес к художественной литературе.) См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.74 пун. 20.6. - Художественно – эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, музыкальная деятельность, театрализованная деятельность, культурно – досуговая деятельность) См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.106 пун. 21.6. - Физическое развитие (основные движения, общеразвивающие движения, ритмическая гимнастика, строевые упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, активный отдых). См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.143пун. 22.6. 2.1.1. Региональный компонент способствует включению воспитанников в процессе ознакомления с региональными особенностями РСО-Алании. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач: - элементарное представление о родном крае. - воспитание любви к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду. 7 - формирование и развитие познавательного интереса к творчеству и ремеслам в родном крае. - формирование начальных представлений о животном и растительном мире родного края. Принципы работы: - принцип регионализации (учет специфики региона) - личностно – ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых. - свобода индивидуального личностного развития. - признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития. - системность и непрерывность Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народным прикладным искусством. Образовательная область Социально-коммуникативное развитие Задачи: - использовать знания о родном крае в игровой деятельности. - вызвать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Осетии. - формировать начальные представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой. - развивать речь, мышление через знакомство с культурой Осетии. - ознакомление с художественной литературой - приобщать детей старшего возраста к музыкальному творчеству родного края. - воспитывать любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводных игр, традиций осетин. - развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных игр. - совершенствование физического Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие 8 2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Образовательную деятельность осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов Самостоятельную деятельность детей См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.161 пун. 24. 2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы. Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование Свободные сюжетно – ролевые игры Игры – импровизации, музыкальные игры Речевые и словесные игры Логические игры, развивающие игры математического содержания Самостоятельная деятельность в книжном уголке Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование Самостоятельная двигательная деятельность. См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.166 пун. 25.1. -25.4., 25.7. – 25.8. 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Главными целями являются обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) (информирование родителей, просвещение родителей, способствованию развитию ответственного и осознанного родительства, построение партнерских отношений, вовлечение родителей в образовательный процесс ) См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.170 пун 26. 9 III. Организационный раздел. 3.1 Психолого – педагогические условия реализации Федеральной программы. См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.197 пун. 30. См. (приложение 1) 3.2 Особенности организации предметно – развивающей среды См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.199 пун. 31. 3.3. Режим дня, расписание непосредственно - образовательной деятельности. Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.3/2.4 3590-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013г. №26. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением периодов: 1. Холодный период: учебный год (сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание организованной образовательной деятельности ООД) См. (приложение 2) 2. Теплый период: (июнь – август, для которого составляется иной режим дня) См. (приложение 3) 3.4 Материально – техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.201 пун 32. 3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы. См.: Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования Министерство просвещения РФ приказ от 25 ноября 2022г. №1028 стр.208 пун. 33.1.5., стр.218 пун. 33.2.7., стр.221 пун. 33.3.4., стр. 223 пун. 33.4.1. 3.6. Федеральный календарный план воспитательной работы: 1. Календарно – тематическое планирование. См. (план). 2. Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы См. (приложение 4) 3. Перспективно - календарный план детей старшего дошкольного возраста См. (план). 10 3.7. Перечень методической литературы. - Федеральная образовательная программа - Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. (парциональная.) - А.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет». - Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду 5-6 лет». - Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». - И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по математике в детском саду». -Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» - В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет». -О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду 5-6 лет». -О.В.Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением 5-6 лет». 11 Приложение 1 3.1 Психолого – педагогические условия реализации Федеральной программы. Успешная реализация Федеральной программы обеспечивается следующими психологопедагогическими условиями: признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника; обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе дошкольного и начального уровней образования (опора на опыт, накопленный на предыдущих этапах развития, плавное изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться); учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития); создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и пр.; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга); совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества; психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья; вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в Организации, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального сообществ; взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социальнозначимой деятельности; использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее социализации; предоставление информации о Федеральной программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 12 обеспечение возможностей для обсуждения Федеральной программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих ее реализацию, в том числе в информационной среде. 13 Приложение 2 Режим дня Старшая группа Приём детей, свободные игры детей Утренняя гимнастика Утренний круг 7:30-8:10 8:10-8:20 8:20-8:40 Подготовка к завтраку, завтрак Занятия 8:40-9:00 9:00-9:25 9:35-10:00 10:10-10:35 10:00-10:10 10:35-12:00 12:00-12:20 12:20-12:50 12:50-15:00 15:00-15:20 Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) Возвращение с прогулки, игры Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры Свободные игры детей Полдник Вечерний круг Прогулка, игры, самостоятельная деятельность, уход детей домой 14 15:20-16:00 16:00-16:20 16:20-16:30 16:30-18:00 Сетка занятий Старшая группа Понедельник 1. Ознакомление с окружающим миром. 2. Рисование. 3. Физкультура. Вторник. 1. Развитие речи. 2. Лепка (аппликация, ручной труд чередуются) 3. Музыкальное. 9:00 - 9:25 9:35 – 10:00 10:10 – 10:35 9:00 - 9:25 9:35 – 10:00 10:10 – 10:35 Среда. 1. 2. ФЭМП. Физкультура на воздухе 9:00 - 9:25 9:35 – 10:00 Четверг. 1. 2. 3. Конструирование, робототехника Рисование. Физкультура. 9:00 - 9:25 9:35 – 10:00 10:10 – 10:35 Пятница. 1. 2. Развитие речи. Музыкальное. 9:00 - 9:25 9:35 – 10:00 15 Приложение 3 РЕЖИМ ДНЯ на летний период Приём детей, свободные игры детей Утренняя гимнастика 7:30-8:10 8:10-8:20 Подготовка к завтраку, завтрак 8:40-9:00 Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 9:00-12:00 10:35-12:00 Занятия на участке 9:00-9:25 9:35-10:00 Второй завтрак 10:00-10:10 Возвращение с прогулки, игры 12:00-12:20 Подготовка к обеду, обед 12:20-12:50 Подготовка ко сну, дневной сон 12:50-15:00 Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры Свободные игры детей 15:00-15:20 15:20-16:00 Полдник 16:00-16:20 Прогулка, свободные игры детей, уход детей домой 16:30-18:00 16 Сетка занятий на летний период Понедельник 4. Физкультура. 9:35 – 10:00 Вторник. 4. 9:35 – 10:00 Музыкальное. Среда. 1. Лепка (аппликация, ручной труд чередуются) 9:00 - 9:25 Четверг. 4. Физкультура. 9:35 – 10:00 Пятница. 3. Музыкальное. 9:35 – 10:00 17 Приложение 4 Федеральный календарный план воспитательной работы При формировании календарного плана воспитательной работы Организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Все мероприятия должны проводиться с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО. Январь: 14 января: Праздник - Старый Новый Год ( прощание с елочкой ) Февраль: 23 февраля: День защитника Отечества Март: 8 марта: Международный женский день Апрель: 12 апреля: День космонавтики, 22 апреля: Всемирный день Земли Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда 9 мая: День Победы Июнь: 1 июня: Международный день защиты детей 12 июня: День России 22 июня: День памяти и скорби Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности Август: 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации Сентябрь: 1 сентября: День знаний 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей Ноябрь: 4 ноября: День народного единства 27 ноября: День матери в России Декабрь: 9 декабря: День Героев Отечества 31 декабря: Новый год 18