ПРОГРАММА дополнительного образованияАКВАРЕЛЬКА ДОУ 13

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №13 «Колобок»
Принята на заседании
методического
(педагогического) совета
от«
»
Протокол№

Утверждаю
Заведующая МБДОУ
Капкава Е.А.
ФИО
« »_
2023 г.

Рабочая программа к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе
Художественная деятельность

«Акварелька».

Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Тимонина Ксения Александровна
Мельникова Валентина Александровна (разработчики):
педагог дополнительного образования

п.Притеречный- 2023
1

Паспорт программы
Образовательная программа «Художественная деятельность
«Акварелька».
Руководитель программы: педагог дополнительного образования,
Тимонина Ксения Александровна, Мельникова Валентина Александровна
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №13 «Колобок»
Адрес: РСО-Алания, Моздокский район , п.Притеречный ул.Пушкина д9 тел:
8(86736) …98-1-80……
Электронная почта: elenakapkaeva@yandex.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении детский сад № 13 «Колобок»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих
способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и
формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира.
Задачи:
1. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами
и способами изображения, развитие их творческих способностей,
фантазии, воображения (рисование нетрадиционными техниками).
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как
средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру
прекрасного.
3. Способствовать формированию умения создавать и понимать
изображённый сюжет.
4. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев
рук, их тактильные ощущения.
5. Содействовать формированию самостоятельности и инициативности в
создании творческого изображения (реализации замысла), формировать
аккуратность.
6. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие
изобразительных навыков ребенка.
формировать изобразительные умения в нетрадиционных техниках
рисования

2

Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька» художественной направленности, ориентирована на формирование и
развитие творческих способностей, фантазии, воображения посредством
нетрадиционного рисования.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть
и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры
чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов,
ребенок начинает экспериментировать.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,
искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким
образом, развивается творческая личность, способная применять свои
знания и умения в различных ситуациях.
Также актуальность программы определяется требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(далее ФГОС ДО, приказМинистерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования"), а именно:
 п.1.6. ФГОС ДОпрограмма направлена на "обеспечение вариативности
и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ
различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей";
 п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности»;
 п.2.7. «Изобразительная деятельность» (рисование, лепка,
аппликация).
Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рисование»
в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р
3

«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в
художественно-эстетическом развитии, на всестороннее развитие личности
воспитанников ДОО. Создает условия для формирования таких личностных
качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к
сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в
группе и проявлять лидерские качества, появляются реальные возможности
решать психологические проблемы детей. В процессе освоения программы
воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется
художественный вкус, чувство прекрасного, поскольку нетрадиционное
рисование один из самых необычных способов творческой деятельности,
дети создают неповторимые шедевры своими руками. Таким образом,
дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное рисование»,
составленная с опорой на положения Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать
интеграции дошкольного и дополнительного образования, как
необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
Программа «Акварелька» разработана с учетом следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» *14+;
 Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей»*16+;
•
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» *13+;
•
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей» *17+;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России)
от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» *18+;
•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»(далее - СанПиН 2.4.1.3049-13) *20+;Отличительная особенность
программы «Увлекательное рисование» в том, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные
методы и способы развития детского художественного творчества.
Используются самодельные и природные материалы для нетрадиционного
4

рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Программа
ориентирована для её восприятия детьми, старшего возраста, рассчитана на
один год обучения. Программа построена по тематическому принципу,
включает в себя репродуктивные виды изобразительного творчества и
художественную деятельность творческого характера. Воображение
дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии то, что сильно взволновало, увлекло, поразило.5-6 лет
В 5-6 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно
планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Дети
способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности
планируя процесс воплощения замысла. Целенаправленное развитие
воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые
побуждают их произвольно создавать образы, затем дети самостоятельно
представляют замыслы и план по их реализации: в коллективных играх,
продуктивных видах деятельности. В изобразительном творчестве дети
создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов
- изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов.
Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны.
Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность.
Объем и срок освоения программы : программа рассчитана на 1 учебный год
обучения (сентябрь-июнь), общее количество учебных часов для освоения
программы – (40 часов). Форма обучения – очная. Особенности организации
образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном
постоянном составе.

5

ВВЕДЕНИЕ
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания
ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной
сферы личности, влияет на познание нравственной стороны
действительности, повышает познавательную активность. Эстетическое
развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей
этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения
искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к
художественному творчеству. Одним из важнейших факторов развития
эстетического творчества детей является использование в работе с детьми
нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.
Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду
является художественный ручной труд, способствующий развитию
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе
изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных
навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное
развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом,
или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства,
качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают
яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы
дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и
делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная
деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на
развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков
речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
6

Режим занятий - 2 раз в неделю, периодичность - с сентября по июнь
включительно;
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность данной Программы обусловлена значительной
продолжительностью рабочего дня для многих родителей, вследствие чего
возникает недостаток развивающего, познавательного общения родителей и
детей. В связи с этим наряду с основным образованием огромное значение
приобретает дополнительное образование дошкольников. Ценность
дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную
составляющую общего образования, способствует практическому
приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном
учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В
условиях дополнительного образования дети могут развивать свой
творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и
получают возможность полноценной организации свободного времени.
Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств
познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте
каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью
и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с
детьми в детском саду является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в
собственное творчество. Рисование приносит много радости дошкольникам;
копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в
дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору
изобразительных материалов и традиционным способам передачи
полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного
развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития

7

творческих способностей детей. Эта Программа позволяет научить детей
манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами,
использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество
детей.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы определены приказом Министерства образования и науки РФ от
29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»: художественная;
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения
включена проектная деятельность с использованием компьютерных
технологий.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут (40часов в год) при наличии сменной
игровой деятельности, включения динамических пауз (3-5 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Количество детей в группах: не более 15 человек.
Формы и режим занятий
- Индивидуально - групповая
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формыобучения:
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Выставки;
Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск
8

новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов
позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и
информационно насыщенной.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное
назначение метода – организация усвоения информации обучаемым путем
сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия.
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных
способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта
человечества.
- Репродуктивный(практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование). Основное назначение опыта – формирование навыков и
умений использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в
повторении (многократном) способа деятельности пол заданию педагога.
Деятельность педагога заключается в разработке и сообщении образца, а
деятельность воспитанника – в выполнении действий по образцу.
Частично-поисковый – (беседа; случайный поиск, организующий понятия;
контрольные вопросы и др.) основное назначение метода – постепенная
подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).
Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой
деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета;

9

- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
- в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется
самоуправление поведением).
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
 Качество усвоения;
 Уровень овладения деятельностью;
Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
 Уровень развития коллектива

10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
№
п\п

Разделы программы

1.

Вводное занятие

1

2.

Знакомство с инструментами

1

3.

Рисовние акврелью

3

4.

Штампинг

4

5.

Набрызг

4

6.

Ниткография

3

7.

Пластелинография

4

8.

Тычкование

4

9.

Аппликация из цветной бумаги

4

10.

Клаксография

3

11.

Рисование ладонью

4

12.

Произвольная техника

1

13.

Мониторинг

2

14.

Выставки

2

ВСЕГО часов

40 час

11

Календарный учебный график реализации рабочей программы
Год
№
обучени гр
я
уп
пы
2022
1

Дата
начала
занятий
01.09.
2023г

Дата
Кол-во
окончани учебных
я занятий недель в
год
30.06.
40

Кол-во
учебных
дней в
год
40

Кол-во
учебных
часов в
неделю.
1

2024г

Режим
занятий

1 раз в
неделю

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи:
- Ввести детей в мир декоративно-прикладного искусства,
- Развитие познавательных интересов через освоение приемов и способов
декоративно-прикладного искусства;
- Развивать моторику рук;
- Соблюдать правила безопасности труда, санитарии и личной гигиены;
- Формировать умения обращения с инструментами и материалом,
бережного отношения к ним.
№
1

Содержание занятий
Вводное занятие: знакомство с
понятием «материал». Понятие о
древесине, пластмассе и других
материалах, используемых в
техническом моделировании.
«Пень с грибами».
Знакомство с инструментами
(инструменты, применяемые в
работе, правила пользования),
техниками исполнения
(организация рабочего места,
техника безопасности);

I
1
2
3

Рисование акварелью
«Снеговик»
«Весенние цветы»
«Кораблик»

всего
1

1

3
1
1
1

12

Кол-во часов
теория
практика
1

1

3
1
1
1

II
1
2
3
4
III
1
2
3
4
IV

Штамптнг
«Осенний парк»
«Снежика»
«Букет для ветеранов. Тюльпаны»
«Бабочка»
Набрызг
Картина «Осенний сад»
«Картина зимней природы»
«Весенние цветы»
«Пчелки»
Ниткография

4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3

4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3

1
2
3
V

«Рисование по воображению»
«Птица»
«Красивые цветы»
Пластинография

1
1
1
4

1
1
1
4

1
2
3
4
VI

«Ежик»
«Елочные игрушки»
«Птица»
«Кит»
Тычкование

1
1
1
1
4

1
1
1
1
4

1
2
3
4
VII

«Осенний лес»
«Зимний лес»
«Букет для мамы»
«Одуванчик»
Аппликация из цветной бумаги

1
1
1
1
4

1
1
1
1
4

1
2
3
4
VIII

«Осенний урожай»
«Снеговик»
«Цветик-семицветик»
«Подводный мир»
Кляксография

1
1
1
1
3

1
1
1
1
3

1
2
3
IX

«Зимний пейзаж»
«Букет цветов»
«Лягушки на лугу»
Рисование ладонью

1
1
1
4

1
1
1
4

1
2
3

«Цветные ладошки»
«Снежинка»
«Букет для мамы»

1
1
1

1
1
1

13

4
X

«Подводный мир»
Произвольная техника

1
1

1
1

1
XI

«Ура, каникулы»
Мониторинг

1
2

1
2

1
2
XII

«Рисование по замыслу»
«Рисование по замыслу»
Выставка

1
1
2

1
1
2

1
2

«Осеннее Очарование»
«Зимняя сказка»
Всего часов

1
1
40 час

1
1
38

2

Содержание программы
1.«Пень с грибами», смешанная техника.
Теория: Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.
Знакомство с художественными инструментами и материалами.
Практическая работа: Совершенствование графических навыков (линия, штрих,
абрис).
Передача пространства линией. Нанесение штрихов для выявления формы
предмета. Конструирование из простых геометрических фигур более сложные.
Материалы: лист А4, простой карандаш, ластик, маркер, цветные карандаши.
2. «Осенний сад», набрызг, гушь.
Воспитывающий компонент: Знакомство с техникой «Набрызг». Развивать у
детей чувства композиции, воображение, фантазию, развивать художественный
вкус.
Практическая работа: обучить практическим умениям в области
изобразительной деятельности с использованием данной техники, выполнить
работу в технике Набрызг.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисть, зубная щетка, влажные салфетки.
Зрительный ряд: похожие работы детей данной технике.
3. «Цветные ладошки», техника рисования ладонью, гуашь.
Воспитывающий компонент: знакомство с техникой рисования ладошкой,
совершенствование творческого мышления и изобразительных навыков,
формирование представлений о возможностях собственных рук.
Практическая работа: обучить практическим умениям в области
изобразительной деятельности с использованием данной техники, выполнить
работу в технике рисования ладошкой.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисть, влажные салфетки.
Зрительный ряд: работы детей в данной технике, пример рисунка педагога.
14

4. «Рисование по воображению», ниткография, гуашь.
Теория: Знакомство с техникой «Ниткография».
Практическая работа: выполнение изображения по воображению, в технике
ниткография, свободное рисование нитью.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисти, нить, палитра.
Зрительный ряд: похожие работы детей данной технике.
5. «Ёжик», пластилин
Воспитывающий компонент: развитие эстетического восприятия мира,
художественного вкуса.
Практическая работа: выполнение объёмного изображения с использованием
природных материалов.
Форма занятия: рассказ с элементами беседы.
Материалы: пластилин, дощечка, природный материал.

6. «Заюшкина избушка», смешанная техника.
Воспитывающий компонент: формировать умение самостоятельно выбирать
сюжет сказки и делать иллюстрации, прививать любовь к чтению русских
народных сказок.
Практическая часть: выполнить рисунок в смешанной технике, передавая
настроение и узнаваемый сюжет.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: сказка «Заюшкина избушка» с иллюстрациями Е. Чарушина.
7. «Осенний лес», тычкование
Теория: Знакомство с техникой «Тычкование».
Практическая работа: создать тематическую картину с помощью техники
рисования «Тычкование»; помечать связь изобразительного искусства с
геометрией.
Материалы:А4, гуашь, ватные палочки, палитра, баночка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: похожие работы детей, пример рисунка педагога.
8. «Осенний урожай », аппликация.
Практическая часть: создание изображения из цветной бумаги в технике
мозаики.
Формы занятия: рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с
последующей практической работой.
Методическое обеспечение: цветная бумага, клей, цветной картон, корзина с
фруктами.
9. «Осенний парк», гуашь, штампинг
Практическая работа: знакомство с техникой штампинг; составление
композиции из листьев.
Материалы: лист А4,Листья разной величины, краска гуашь,.

15

Зрительный ряд: Картина осеннего парка(леса) .
10. «Картина зимней природы», набрызг, гуашь.
Воспитывающий компонент: продолжать знакомство с техникой «Набрызг».
Развивать у детей чувства композиции, воображение, фантазию, развивать
художественный вкус.
Практическая работа: продолжать обучать практическим умениям в области
изобразительной деятельности с использованием данной техники, выполнить
работу в технике Набрызг.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисть, зубная щетка, влажные салфетки.
Зрительный ряд: похожие работы детей данной технике.
11. «Снежинка», техника рисования ладонью, гуашь.
Воспитывающий компонент: продолжать знакомство с техникой рисования
ладошкой; совершенствование творческого мышления и изобразительных
навыков; формирование представлений о возможностях собственных рук;
расширение кругозора, развитие фантазии.
Практическая работа: продолжать обучать практическим умениям в области
изобразительной деятельности с использованием данной техники, выполнить
работу «Снежинка» в технике рисования ладошкой.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисть, влажные салфетки.
Зрительный ряд: работы детей в данной технике, пример рисунка педагога.
12. «Елочные игрушки», пластилин
Практическая работа: выполнение объёмного изображения, ведение работы от
«целого куска», элементы размазывания, отщипывания и т.д. Освоение навыка
работы со схемами: поэтапное выполнение задания с пошаговой инструкцией.
Форма занятия: рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение: пластилин, А4,.
Зрительный ряд: Иллюстрации с изображением нарядной елки, елочные
игрушки.
13. «Зимний пейзаж», кляксография
Теория: Продолжать знакомить детей с техникой «Кляксография».
Практическая работа: создать тематическую картину с помощью техники
рисования «Кляксография»
Материалы:А4, акварель, трубочки на каждого ребенка, кисть на каждого
ребенка.
Зрительный ряд: похожие работы детей, иллюстрации зимнего пейзажа.
14. «Снеговик», смешанная техника
Воспитывающий компонент: развитие эстетического восприятия мира,
художественного вкуса.
Практическая работа: выполнить рисунок в смешанной технике: акварель,
цветные карандаши.
Материалы: лист А 4, цветные карандаши, акварель, кисти.

16

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением снеговика, похожие работы
детей.
15. «Зимний лес», тычкование
Теория: Продолжать знакомство с техникой «Тычкование».
Практическая работа: создать тематическую картину с помощью техники
рисования «Тычкование»; помечать связь изобразительного искусства с
геометрией.
Материалы:А4, гуашь, ватные палочки, палитра, баночка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: похожие работы детей, пример рисунка педагога.
16. «Снеговики», аппликация из цв.бумаги.
Практическая часть: создание изображения из цветной бумаги в технике
мозаики.
Формы занятия: рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с
последующей практической работой.
Методическое обеспечение: цветная бумага, клей, цветной картон, похожие
работы детей.
Зрительный ряд: игрушка снеговик.
17 «Снежинка», гуашь, штампинг
Воспитывающий компонент: формировать умение самостоятельно выбирать
форму снежинок, предмет для рисования.
Практическая работа: выполнить рисунок в технике штампинг гуашью.
Материалы: лист А 3, гуашь, ветка Елочки, картошка для штмпинга.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением снежинки.
18. «Весенние цветы», набрызг, гуашь.
Воспитывающий компонент: продолжать знакомство с техникой «Набрызг».
Развивать у детей чувства композиции, воображение, фантазию, развивать
художественный вкус.
Практическая работа: продолжать обучать практическим умениям в области
изобразительной деятельности с использованием данной техники, выполнить
работу «Весенние цветы» в технике Набрызг.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисть, зубная щетка, влажные салфетки.
Зрительный ряд: похожие работы детей данной технике.
19. «Букет для мамы», техника рисования ладонью, гуашь.
Воспитывающий компонент: продолжать работу в технике рисования ладошкой;
совершенствование творческого мышления и изобразительных навыков;
формирование представлений о возможностях собственных рук; расширение
кругозора, развитие фантазии.
Практическая работа: продолжать работу в области изобразительной
деятельности с использованием данной техники, выполнить работу «Букет для
мамы» в технике рисования ладошкой.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисть, влажные салфетки.
Зрительный ряд: работы детей в данной технике, пример рисунка педагога.

17

20. «Птица», ниткография, гуашь
Теория: продолжать знакомство с техникой «Ниткография».
Практическая работа: выполнение изображения в технике ниткография,
выполнить работу «Птица» в технике Ниткография, мозаика.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисти, нить, палитра.
Зрительный ряд: похожие работы детей данной технике, пример рисунка
педагога.
21. «Птица», картон, пластилин
Практическая работа: создать тематическую картину с помощью пластилина,
способом «намазывания» на картон.
Материалы: цветной картон, пластилин.
Зрительный ряд: похожие работы детей
22. «Букет цветов», кляксография, акварель.
Теория: Познакомить детей с техникой «Кляксография».
Практическая работа: создать тематическую картину с помощью техники
рисования «Кляксография»
Материалы:А4, акварель, трубочки на каждого ребенка, кисть на каждого
ребенка.
Зрительный ряд: похожие работы детей, иллюстрации букетов цветов.
23. «Весенние цветы», акварель.
Практическая часть: создание тематической композиции в технике акварель.
Формы занятия: рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с
последующей практической работой.
Методическое обеспечение: лист А4, акварель, кисти.
24. «Букет для мамы», тычкование
Теория: Продолжать работать в технике «Тычкование».
Практическая работа: создать тематическую картину с помощью техники
рисования «Тычкование»; содействовать индивидуализации, самовыражению,
самореализации.
Материалы:А4, гуашь, ватные палочки, палитра, баночка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: похожие работы детей, пример рисунка педагога.
25. «Цветик - семи цветик», аппликация
Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации.
Теория: Бумагопластика как область искусства предметного мира. Стилевое
единство изображения. Виды работ с бумагой.
Воспитывающий компонент: развитие творческой фантазии детей,
наблюдательности и внимания, логического мышления.
Форма занятия: рассказ с элементами беседы, практическая работа.
Практическая часть: конструирование из цветной бумаги.
Материалы : цветная и белая бумага, клей, трафарет, цветной картон.
26. «Букет для ветеранов. Тюльпаны», в технике штампинг
Воспитывающий компонент:воспитывать патриотизм, любовь к природе.

18

Практическая работа: выполнить рисунок в технике штампинг гуашью.
Материалы: лист А 3, гуашь, картошка для штмпинга.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением ветеранов с цветами,
изображение тюльпанов.
27. «Пчелки», набрызг, гуашь.
Воспитывающий компонент: продолжать работать в технике «Набрызг».
Развивать у детей чувства композиции, воображение, фантазию, развивать
художественный вкус.
Практическая работа: продолжать работу практических умений в области
изобразительной деятельности с использованием данной техники, выполнить
работу «Пчелки» в технике Набрызг.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисть, зубная щетка, влажные салфетки.
Зрительный ряд: похожие работы детей данной технике.
28. «Подводный мир», гуашь, рисование ладонью.
Воспитывающий компонент: развитие эстетического восприятия мира,
художественного вкуса.
Практическая работа: выполнить рисунок в технике гуашь, рисование
ладошками передавая атмосферу подводного мира с её обитателями.
Закреплять приёмы работы в технике рисования ладошками .
Материалы: лист А 4, гуашь, кисти, влажные салфетки.
Зрительный ряд: предметные картинки морского и речного мира, обитателей
морей и рек.
29. «Красивые цветы», ниткография, гуашь
Теория: продолжать работу в технике «Ниткография».
Практическая работа: выполнение изображения в технике ниткография,
выполнить работу в технике Ниткография.
Материалы: лист А 4, гуашь, кисти, нить, палитра.
Зрительный ряд: похожие работы детей данной технике, пример рисунка
педагога.
30. «Кит», пластилин
Воспитывающий компонент: развитие эстетического восприятия мира,
художественного вкуса.
Практическая работа: выполнение объёмного изображения на бумаге, ведение
работы мазков пластилином
Форма занятия: рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение: пластилин,А4, стека.
Зрительный ряд: альбомы с фотографиями китов; рисунки художникованималистов.
31. «Лягушки на лугу», кляксография
Теория: Продолжать работу в технике «Кляксография».
Практическая работа: создать тематическую картину с помощью техники
рисования «Кляксография»

19

Материалы:А4, акварель, трубочки на каждого ребенка, кисть на каждого
ребенка.
Зрительный ряд: похожие работы детей, пример рисунка педагога.
32. «Кораблик», смешанная техника (гуашь,акварель)
Воспитывающий компонент: развитие эстетического восприятия мира,
художественного вкуса.
Практическая работа: выполнить рисунок в смешанной технике. Сначала
«заливку» фона акварелью, а затем прописать кораблик гуашью.
Материалы: лист А 4, гуашь , акварель, кисти.
Зрительный ряд: репродукции картин И. Левитана, Грабаря, предметные
картинки берез.
33. «Одуванчики», тычкование
Теория: Закреплять умение работать в технике «Тычкование».
Практическая работа: создать тематическую картину с помощью техники
рисования «Тычкование»; содействовать индивидуализации, самовыражению,
самореализации.
Материалы:А4, гуашь, ватные палочки, палитра, баночка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: похожие работы детей, пример рисунка педагога.
34. «Подводный мир», аппликация
Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации.
Теория: Бумагопластика как область искусства предметного мира. Стилевое
единство изображения. Виды работ с бумагой.
Воспитывающий компонент: продолжать развитие творческой фантазии детей,
наблюдательности и внимания, логического мышления.
Практическая часть: конструирование из цветной бумаги.
Форма занятия: рассказ с элементами беседы, практическая работа.
Материалы : цветная и белая бумага, клей, трафарет, цветной картон.
35. «Бабочка», гуашь,штампинг
Воспитывающий компонент: воспитывать любовь к природе.
Практическая работа: выполнить рисунок в технике штампинг гуашью.
Материалы: лист А 4, гуашь, губка для штмпинга в форме бабочки на каждого
ребенка.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением бабочек.
36. «Рисование по замыслу» (техника на выбор ребенка)
Теория: Закреплять умение рисовать в различных техниках, на выбор ребенка.
Практическая работа: создать тематическую картину в любой понравившейся
технике рисования; содействовать индивидуализации, самовыражению,
самореализации.
Материалы:А4, гуашь, ватные палочки, кисти, пластилин, нитки, зубная щетка,
трубочки, (на выбор детей) палитра, баночка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: собственные работы детей за учебный год.
37. «Рисование по замыслу» (техника на выбор ребенка)

20

Теория: Закреплять умение рисовать в различных техниках, на выбор ребенка.
Практическая работа: создать тематическую картину в любой понравившейся
технике рисования; содействовать индивидуализации, самовыражению,
самореализации.
Материалы:А4, гуашь, ватные палочки, кисти, пластилин, нитки, зубная щетка,
трубочки, (на выбор детей) палитра, баночка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: собственные работы детей за учебный год.
38. «Ура, каникулы!»
Теория: Воспитывать коммуникативные качества; создать хорошее настроение;
способствовать формированию положительных взаимоотношений между
детьми.
Практическая работа: создать тематическую картину; содействовать
индивидуализации, самовыражению, самореализации.
Материалы:А4, цветные карандаши.
Зрительный ряд: похожие работы детей.

Правила техники безопасности при работе с различными материалами и
инструментами:
Работай за своим рабочим местом;
Прежде чем начать работу, приготовь свое рабочее место правильно;
Во время работы держи свое рабочее место в порядке: откуда взял инструменттуда его и положи после выполненных действий;
Нельзя брать в рот мелкие детали;
При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой
их водой;
При работе с ножницами держи их параллельно столу;
Береги инструменты, экономь материалы;
Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Материально-техническое обеспечение:
- Групповая комната.
21

- Столы и стулья по количеству человек.
- Мольберт.
- Акварельные краски, гуашь; кисти с жёсткой щетиной №4;стаканчики –
непроливайки; стаканчики для кисточек; ватные палочки; поролоновые печатки;
трафареты (снежинка, снеговик, ваза, цветы, бабочки, одуванчик, медведи,
ёлочки, деревья); тарелочки и палитра для краски; гофрокартон; втулки от
туалетной бумаги; пузырчатая плёнка; печати яблок; одноразовые пластиковые
вилки; крупа (рис, манка, пшено, гречка, кукурузная крупа); природный
материал (листья деревьев, кустарников); клей ПВА; пена для бритья; зубные
щётки; стеки; цветные шерстяные нитки; мыльные пузыри; средство для мытья
посуды (для приготовления мыльного раствора); одноразовые пластиковые
стаканчики; коктейльные трубочки; восковые цветные мелки; пластилин;
клеёнки для рисования; доски для пластилина; бумага для рисования А4;
цветной картон; влажные салфетки; шаблоны животных, птиц, цветов.

Информационное обеспечение:
-фотоаппаратура;
-магнитофон.
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие - Тимонина К.А., Мельникова В.А.
Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Акварелька» представлена система мониторинга, основанная на методе
наблюдения.
В нее вошли
- Возможные достижения детей.
Мониторинг умений детей проводится 1 раз в год: итоговый – в июне.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):
1. Познакомились с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
закрепились приобретённые умения и навыки (познакомились со свойствами
акварели и её отличиями от гуашевых красок).
2. Умеют изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;
ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;
использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения
нужного оттенка; комбинировать разные способы изображения и
изоматериалы; изображать отдельные предметы, а также простые по

22

3.

4.

5.
6.
7.

композиции сюжеты; создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету
элементов одинаковой формы; передавать особенности внешнего вида
растений, животных; рисовать самостоятельно).
Владеют нетрадиционными изобразительными техниками: Рисование
акварелью, штампинг, тычкование, рисование ладонью, кляксография, набрызг,
пластилинография, ниткография,.
У детей развито трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческая
самореализация, глазомер, цветовое восприятие, эстетический вкус (научились
общаться со сверстниками дружно и спокойно в процессе игровой деятельности,
оказывать помощь товарищу в трудную минуту).
Закрепились и обогатились знания детей о разных видах художественного
творчества.
Умеют различать способы нетрадиционного рисования.
Научились самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы,
творить в сотворчестве с воспитателем и детьми, создавать коллективные
коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.
Предполагаемые результаты:
К концу года дети знают:







Основные сведения о декларативных художественных промыслах;
Основы композиции и принципы составления;
Требования к качеству выполнения работ;
Медицинские рекомендации во время занятия рукоделием;
Правила безопасности труда и пожарной безопасности

К концу года дети умеют:






Грамотно и аккуратно изготавливать изделия и оформлять его;
Самостоятельно составлять схемы и зарисовывать их
Разрабатывать и составлять небольшие композиции;
Анализировать собственные творческие работы;
Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.

Используемая литература:
1. Аллаярова И. Е. Симфония красок. М.: Гном и Д, 2006г.

23

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д\с. М.: Мозаика – синтез
2016г.
3. Лыкова И. А. Цветные ладошки. М.: Творческий центр Сфера, 2012 ;
4. Малышева А.Н. Аппликация. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2004.
5 Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия,
планирование под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2005г.
6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в д\с. М.: 2000г.
7 Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. М.: Гном и Д, 2004.
8 Интернет ресурсы.

24

Содержание
Паспорт программы…………………………………………………………………………………………………2
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………………………………………………….6
Актуальность программы………………………………………………………………………………………...7
Учебный план………………………………………………………………………………………………………….11
Календарный учебный график реализации рабочей программы……………………….12
Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………12
Содержание программы……………………………………………………………………………………….14
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и
инструментами……………………………………………………………………………………………………….21
Материально-техническое обеспечение ……………………………………………………………..21
Информационное обеспечение…………………………………………………………………………….22
Планируемый результат…………………………………………………………………………………………22
Предполагаемый результат…………………………………………………………………………………..23
Используемая литература …………………………………………………………………………………….23

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».